Как халяль стал индустрией

Чаще всего слово «халяль», которое в переводе с арабского означает «дозволенное», употребляется применительно к пище, в особенности при обсуждении пригодности для мусульман того или иного вида мяса. Вместе с тем халяль -- это еще и огромная индустрия сертификации, которая развивается как в России, так и по всему миру. Сегодня в супермаркетах и на рынке со знаком «халяль» можно обнаружить далеко не только мясо: производители подсолнечного масла, молочных продуктов и даже изготовители бутилированной воды помечают так свои товары. Но помимо пищевых и непищевых товаров, действие логотипа «халяль» можно увидеть и в сфере услуг -- кроме кафе, в реестры сертифицированных предприятий входят гостиницы, санатории, медицинские центры и даже поставщики услуг в сфере финансов. 
Этот мировой процесс массового расширения сертификации товаров и услуг исследователи называют «халялизацией». Дело в том, что халяльная сертификация хорошо вписывается в рыночную экономику. Она стимулирует спрос, делая товары более видимыми и узнаваемыми для мусульман, а также влияет на предложение, давая производителям понятный способ привлечения потенциальных клиентов. Судя по отчетам комитетов по стандартизации, в Российской Федерации халяльная сертификация тоже растет. Однако за этим общим для всех ростом можно увидеть нетипичные сценарии, которые отличаются от тех, что описаны социологами в других частях мира.
Главными проводниками сертификации халяль в России стали специальные сертифицирующие центры, предлагающие всем желающим за определенную плату получить подтверждение, что произведенная ими продукция не содержит харамных компонентов (например, свинины) или что, скажем, в данном магазине не продается алкоголь. Работа сотрудников центра заключается в подготовке инструкции, объясняющей, что значит «соответствовать канонам ислама» в каждом конкретном случае, будь то для кондитерского цеха, медицинских услуг, родовспоможения (есть и такое!). Также сотрудники  проводят оценку условий производства и осуществляют регулярный надзор. Отличие их компетенции от квалификации работников других центров стандартизации, к примеру, тех, что выдают сертификаты об отсутствии ГМО (генно-модифицированных организмов) – в том, что эксперты, призванные выдавать сертификат халяль, должны обладать религиозными знаниями. Соответствующий стандарт, то есть бюрократическая схема, которая включалась в более общие государственные схемы технического регулирования для всего, был разработан в 2002 году. В 2010-е годы официальное число центров, которые  имели право выдавать такой сертификат, было около 50 (сложно сказать, сколько из них в реальности регулярно работали именно со стандартами халяль).
Однако в развитии этой индустрии не все шло гладко. За  минувшее десятилетие на этой почве произошло несколько инцидентов. Самый известный из них --  судебный процесс против мясокомбината «Царицыно», в продуктах которого экспертиза обнаружила компоненты свинины. Большой шум поднялся в связи с судебными процедурами и отзывом сертификата халяль у компании. Наиболее существенным следствием этого скандала можно назвать настороженность, возникшую в отношении к частным сертифицирующим компаниям, число которых резко сократилось. Исследователи считают, что подобные публичные скандалы нужны были в первую очередь, чтобы устранить конкурентов и сократить число организаций, имеющих право на выдачу халяльных сертификатов. Сегодня в  этой сфере действуют почти исключительно те комитеты халяль, которые аффилированы с духовными управлениями мусульман разных регионов и уровней. 

 

Тут же возникает закономерный вопрос: кому вообще нужна сертификация? Обычные мусульмане, что вполне оправдано, выражают скептицизм в отношении части сертифицированных товаров. «Что дальше? Будут сертифицировать воздух?» -- часто можно увидеть подобные комментарии к рекламе очередного нового бренда с логотипом «халяль». На фоне монополизации религиозной сертификации духовными управлениями мусульман   можно заметить, что доверие потребителей по-прежнему опирается скорее на репутацию конкретных людей -- поставщиков товаров, местных производителей, чем на наличие или отсутствие сертификата. То есть парадоксально, что по мере разрастания огромной инфраструктуры халяльной сертификации в РФ  все очевиднее становится недоверие официальным структурам со стороны потребителя. В итоге оказывается, что сегодня главным игроком на поле халялизации становится государство.
В ситуации, когда из-за международных санкций российские предприятия потеряли часть рынка сбыта, индустрия халяль становится спасительной соломкой, расширяя число потенциальных экспортеров производимой в стране продукции. Об этом можно судить по интересу к международному экономическому форуму «Россия - Исламский мир», ежегодно проходящему в Казани и собирающему выставку Halal Expo. Так, в мае 2023 года в форуме принимали участие около 15 тысяч человек, представлявших 84 страны.  Для сравнения: в 2021 году стран-участниц было заявлено 64, а во втором по счету саммите в 2010-м участвовали делегаты от 24 стран. 
Как развитие тренда на халялизацию в России можно расценить  также введение  исламских финансов -- пока в пробном режиме -- в четырех республиках: в Башкортостане, Дагестане, Татарстане и Чечне. В отличие от множества экспериментов, которые проводились за последние тридцать лет финансовыми организациями (в частности,  от предложения исламского страхования или альтернативы ипотечному кредитованию), у нынешнего проекта есть очень весомое и видимое государственное лобби. Еще в июле 2023 года Госдума приняла закон, через который государство регулирует (то есть не просто дает разрешение, но и берет под свой контроль) исламский банкинг, в том числе  уже существующие инициативы. 
Отведенные на эксперимент три года покажут, насколько успешно государству удастся заполучить  таким манером доступ к накоплениям мусульман. 

 

Мария Вятчина

Последние новости
Турция продолжит оказывать Азербайджану оборонную поддержку
Политика
Турция продолжит оказывать Азербайджану оборонную поддержку
12 декабря 2025

Турция продолжает укреплять обороноспособность Азербайджана, рассматривая его как братское государство и ключевого союзника в регионе. Об этом заявил министр национальной обороны Турции Яшар Гюлер, подчеркнув, что сотрудничество строится на принципе «один народ, два государства, одна армия».

 

В Ингушетии имама оштрафовали за несообщение о преступлении
Общество
В Ингушетии имама оштрафовали за несообщение о преступлении
12 декабря 2025

Карабулакский районный суд Ингушетии оштрафовал 37-летнего имама Магомеда Султыгова на 50 тысяч рублей за несообщение о преступлении.

В РФ снова заявили о несовместимости одновременного участия Армении в ЕАЭС и ЕС
Политика
В РФ снова заявили о несовместимости одновременного участия Армении в ЕАЭС и ЕС
12 декабря 2025

Российские официальные лица прокомментировали заявление Еревана о возможном сближении с Евросоюзом и текущее состояние отношений между Россией и Арменией.

Кобахидзе «засветился» на фото вместе с Путиным
Политика
Кобахидзе «засветился» на фото вместе с Путиным
12 декабря 2025

Премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе на форуме в Туркменистане, посвященном Международному году мира и доверия, сфотографировался вместе с рядом политиков, среди которых был президент РФ Владимир Путин. В грузинской оппозиции интерпретировали присутствие представителей правящей «Мечты» на мероприятии вместе с Путиным как ее решение о пересмотре внешнеполитического курса страны.